Лаборатория геоморфологии

Раздел: Тематика исследований

вернуться в раздел

3.2. Моделирование и мониторинг антропогенных геоморфологических систем на основе высокоточных данных дистанционного зондирования

Осуществлено оценочное картографирование природно-техногенной ситуации в районе функционирования транспортной инфраструктуры Олимпиады-2014 (г. Сочи) в масштабах 1:2000-1:25000 с выявлением опасных участков по развитию экзогенных и эндогенно-стимулируемых процессов, участков воздействия техногенных объектов на естественные морфолитосистемы.
Выполнен дистанционный мониторинг природно-техногенных изменений, произошедших в результате строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры.


Сравнение природно-техногенных условий северо-восточного участка. Схемы: А – по состоянию на лето 2007 г.; Б – по состоянию на лето 2015 г. Дистанционные изображения: В – аэрофотоснимок (2007 г.); Г – космоснимок (2015 г.)
Условные обозначения: 1 – склон песчано-гравийного карьера, подработанный оползнями и эрозией; 2 – эрозионно-оползневой эскарп карьера; 3 – днище карьера; 4 – опоры ЛЭП; 5 – теплицы; 6 – пруды; 7 – капитальные сооружения; 8 – стены и заборы; 9 – трубопроводы; 10 – ж.д. полотно; 11 – ж.д. мосты; 12 – опоры ж.д. мостов;13 – порталы ж.д. тоннелей; 14 – трасса ж.д. тоннеля; 15 – ж.д. насыпи; 16 – полотно автодороги с твердым покрытием; 17 – полотно старого шоссе (выведено из эксплуатации); 18 – грунтовые автодороги: 19 – а.д. мосты; 20 – а.д. насыпи; 21 – порталы а.д. тоннелей; 22 – трассы а.д. тоннелей; 23 – зоны антропогенного освоения; 24 – берегоукрепляющие сооружения; 25 – пойма р. Мзымты

Фрагмент ЦМР на основе данных лазерного сканирования, элементы техногенной нарушенности и типичные способы размещения транспортных сооружений. Условные обозначения: Дорожные полки и насыпи: 1 – автомобильные; 2 – железнодорожные; порталы тоннелей: 3 – автомобильные; 4 – железнодорожные; тоннели: 5 – автомобильные; 6 – железнодорожные. Типы субстрата: 7 – склоны, сложенные коллювиальными (сейсмоколлювиальными) отложениями; 8 – днище долины с маломощным аллювием и выходами коренных пород; 9 – склоны, сложенные коренными породами, нарушенными разрывами и блоковыми оползнями./


Детальные работы с использованием современных высокотехнологичных данных дистанционного зондирования, в том числе аэрофотоснимков, космических изображений с высоким разрешением, материалов лазерного сканирования обеспечили возможность осуществления мониторинга природно-антропогенной обстановки, произошедших изменений в связи с капитальным строительством. Эти исследования показали, что активное антропогенное освоение долины р. Мзымта изменило структуру морфолитосистемы, динамику её элементов, распределение опасных по развитию эрозии мест. Результаты работы позволили определить уязвимые в настоящее время и в перспективе участки транспортных природно-техногенных систем.


Проведенные исследования обеспечивают дальнейшее развитие принципов крупномасштабного моделирования антропогенно-трансформированных морфолитосистем на основе современных технологий получения информации (данные ДЗЗ высокого разрешения), её представления (2D- и 3D-модели, ГИС) и интерпретации (крупномасштабные карты состояния, динамики и прогноза).


Основные публикации:
1. Кошкарев А.В., Медведев А.А., Сагателян А.К., Асмарян Ш.Г., Мурадян В.С. Геоэкологическое картографирование в сетевой среде // Геодезия и картография, 2014, № 7. – С. 14–19.
2. Ротанова И.Н., Кошкарев А.В., Медведев А.А. Использование материалов дистанционного зондирования Земли для цифрового моделирования рельефа в составе региональных инфраструктур пространственных данных // Вычислительные технологии. – 2014. – Т. 19. – № 3. – С. 38–47: http://www.ict.nsc.ru/jct/annotation/1597.
3. Кошкарев А.В., Ротанова И.Н. Российские научно-образовательные геопорталы как элементы инфраструктуры пространственных данных // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Информационные технологии. 2014. Т. 12. № 4. С. 38-52. Гиперссылка на страницу «Наши сотрудники/Кошкарев/Статьи (с 2001 г.)
4. Кошкарев А.В. Европейская программа INSPIRE и российские инициативы в области ИПД: критический анализ // Инфраструктура научных информационных ресурсов и систем. Сборник избранных научных статей. Труды Пятого Всероссийского симпозиума (С.-Петербург, 6–8 октября 2015 г.). Под ред. Е.В. Кудашева, В.А. Серебрякова. В 2-х тт. Т. 1. М.: ВЦ РАН, 2014. С. 192-205.
5. Кошкарев А.В. Современные методы и технологии цифрового моделирования рельефа // Вопросы географии / Моск. филиал ГО СССР / Русское геогр. об-во. М. Издается с 1942 г. Сб. 140: Современная геоморфология / Отв. ред. В.М. Котляков, ред: В.Вад. Бронгулеев, А.Н. Маккавеев, Э.А. Лихачева. М: Издательский дом «Кодекс», 2015. С. 56-71.>
6. Шварев С.В. Анализ параметров древнего катастрофического оползня в долине р. Пслух (Западный Кавказ) с использованием данных лазерного сканирования // Геоморфология. 2015. №4. С.90-98
7. Шварев С.В. Мониторинг природно-техногенных объектов транспортной инфраструктуры Олимпиады-2014 на основе детальных данных дистанционного зондирования // Геоморфологи. Современные методы и технологии цифрового моделирования рельефа в науках о Земле. Вып. 6. М.: Медиа-ПРЕСС, 2016 (в печати)
8. Кошкарев А.В. Cовременные методы и технологии использования цифровых моделей рельефа в географии //Геоморфологи. Современные методы и технологии цифрового моделирования рельефа в науках о Земле. Вып. 6. М.: Медиа-ПРЕСС, 2016 (в печати)